понедельник, 28 января 2013 г.

Работа с последствиями психических травм


По решению медико-психолого-педагогического консилиума и рекомендации педагога-психолога, воспитанники школы-интерната из группы риска проходят курс песочной терапии. Он предполагает не менее 10 занятий и может быть продлён по желанию участника терапии. В процессе работы проводятся консультации для воспитателя и классного руководителя.
Чисто вербальные методы менее эффективны в терапевтической работе с ребенком, так как уровень его абстрактного мышления не всегда позволяет выразить в словах его чувства и переживания, к тому же, как правило, слова еще не наполнены для ребенка тем эмоциональным смыслом, что для взрослого, и «проговаривание» может не иметь сильного терапевтического эффекта, а следовательно, для ребенка может быть полезнее «проиграть» свои чувства или некую сложную ситуацию в присутствии внимательного и деликатного взрослого.
Такую возможность «проиграть» конфликт с другим, с окружением или с самим собой и даёт работа в песочнице. История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld, 1935; 1979) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми.
Дора Калфф-юнгианский психоаналитик - оказала большое влияние на развитие метода песочной терапии, формулирование его теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире. Она утверждала, что игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.



Песочница имеет четыре измерения: ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-либо особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени – здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет пересмотреть ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших родителей и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше и успешнее адаптироваться к социальному окружению.
Чем удобно использовать песочницу в работе? Часто дети не могут выразить, сказать словами, что их тревожит. Они не понимают своих эмоций, не обладают языковыми средствами для их выражения. Они стесняются рисовать, петь. Долго сдерживаемые негативные эмоции выливаются в конфликты, которые конструктивно не решаются, провоцируют погружённость в депрессивное настроение или могут подтолкнуть к уходу из интерната.
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Работа с песком выступает как средство компенсации чувства незащищённости ребёнка перед «миром взрослых» и помогает ему определить свою позицию в настоящий момент.
У песочной терапии есть несколько преимуществ.
♦   Во-первых, она с успехом применяется в работе как с детьми, так и с подростками.
♦   Во-вторых, этот метод считается высокоэффективным при работе с жертвами насилия, которые могут испытывать трудности в «разговорной» форме терапии. Более того, отмечается, что сам процесс построения картины на песке обладает терапевтическими свойствами: потребность в комментариях и разъяснениях со стороны специалиста может быть минимальной.
♦   В-третьих, песочная терапия вызывает меньше сопротивления, чем арт-терапия: некоторые дети не хотят рисовать, так как боятся оценки своих художественных способностей. Песочная терапия не предполагает такой угрозы, так как еще никому не говорили, что он не умеет играть с песком, созданная картина мира на песке не может быть неудачной - ведь больше никто подобное сделать не сможет, каждая работа неповторима. Это помогает осознать свою индивидуальность.
Песочная терапия может с успехом применяться в работе с детьми, пережившими насилие, но необходимо помнить, что эта форма работы относится к аналитическим методам психотерапии и может применяться только специалистами, прошедшими специальный курс обучения.
В нашей школе-интернате курсы песочной терапии дети начали проходить с декабря 2010г.
К результатам работы с использованием песочной терапии можно отнести следующие:
1. Примерно на 6-7 занятии дети начинают видеть конструктивное решение некоторых сложных ситуаций из повседневной жизни, проигрывая их на песке.
2. Примиряются с негативным опытом из прошлой жизни, снижается уровень агрессии, начинает формироваться позитивное отношение к своему настоящему и будущему.
3.Воспитанники  проявляют искреннюю заинтересованность на занятиях при «построении своего мира» и придумывании рассказа о нём.
4.Самостоятельно лепят миниатюры для работы из пластилина и солёного теста.
5. Участники песочной терапии самостоятельно приглашают на занятия своих друзей или приводят на них вновь поступающих в наше учреждение.
6. Учащиеся 7-10классов, проходящие терапию, посещают занятия самостоятельно на протяжении от года до двух лет.
Хочется отметить ценность песочной терапии как метода социальной адаптации, адаптации вновь поступающих воспитанников, психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.


1 комментарий:

  1. Top Soccer Betting Sites in Canada | Vie Casino 메리트카지노총판 메리트카지노총판 카지노사이트 카지노사이트 19Blackjack pragmatic play pragmatic online

    ОтветитьУдалить