суббота, 23 марта 2013 г.

О золотом песке для детей и взрослых.

Элементы песочной терапии в коррекционной работе логопеда.

Контингент воспитанников логопедической группы с каждым годом становится всё сложнее – увеличивается количество детей с трудностями в обучении, становится больше деток из неполных семей. Экономические условия жизни не позволяют мамам проводить с ребёнком первые 2-3 года, приходится выходить на работу намного раньше. Малыш переживает стресс ежедневной разлуки с мамой: она-на работу, а он - в детский сад. Насколько гладко пройдёт период адаптации в детском саду – зависит от очень многих факторов. Один из факторов - методы и приёмы, которые используют педагоги в своей работе.

В МБДОУ №4 Центр развития ребёнка г. Уссурийска, есть возможность использовать в работе с детьми сказкотерапию с элементами песочной терапии. Почему сказкотерапия так показана детям, как, впрочем и взрослым тоже? Потому что в каждом из нас живёт Внутренний Ребёнок. Он взрослеет, познаёт мир и пользуется для этого самым доступным способом – через сказку. Через сказку он знакомится с понятиями добра и зла, примиряется с необходимостью борьбы и обретает чувство безопасности – ведь ничего плохого с ним случиться не может, ведь это происходит «понарошку». Этот процесс перетекания «Сказки в душе» в мир реальный, процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, приобретения знаний о законах причины и следствия, об устройстве Мира - можно назвать сказкотерапией.
В своей работе мы попытались соединить сказку с элементами песочной терапией.
История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld, 1935; 1979) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми.

Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Внимание же юнгианских психологов, игра с песком привлекла в 1940-50-е гг., когда ею заинтересовалась и адаптировала к юнгианской традиции Дора Калфф, написавшая об этом книгу «Песочная терапия» (Kalff, 1979 ).  Она утверждала, что игра с песком предоставляет ребенку возможность из¬бавиться от психологических травм.

Основным атрибутом является поднос размером 50х70х7 см., выкрашенный голубой краской изнутри и заполненный песком на две трети объёма. Рядом на полках располагается большое количество миниатюрных предметов, которые используются при создании песочной композиции. Миниатюры для работы в песочнице, отражают наше окружение, нашу фантазию и сказку – это различные фигурки людей и животных, техники и интерьера, сказочные и мифические персонажи; а также объекты природы – шишки, камни, кости и прочее. Есть в коллекции также ленточки, шнурочки-цепочки, кружево, ткани, пластилин, акриловые краски и бумага.




Песочница имеет четыре измерения: ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-либо особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени – здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет пересмотреть ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших близких и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше.
Чем удобно использовать песочницу в работе? Часто дети не могут выразить, сказать словами, что их тревожит. Они не понимают своих эмоций, не обладают языковыми средствами для их выражения. Они стесняются рисовать, петь. Невозможность выразить свои чувства – алексетимия – может провоцировать возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергий. Долго сдерживаемые негативные эмоции выливаются в конфликты, которые конструктивно не решаются.
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Ведь способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Работа с песком выступает как средство компенсации незащищённости или недостаточной тактильной коммуникации.
У песочной терапии есть несколько преимуществ.
♦   Во-первых, она с успехом применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми.
♦   Во-вторых, этот метод считается высокоэффективным при работе с жертвами насилия, которые могут испытывать трудности в «разговорной» форме тера¬пии: психологи, практикующие песочную терапию, утверждают, что чем больше человек не был услышан миром, тем больше он сможет отреагировать с помо¬щью тех картин, которые он построит в подносе с песком. Более того, отмечает¬ся, что сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами: потребность в комментариях и интерпретации со стороны психолога может быть минимальной.
♦   В-третьих, песочная терапия вызывает меньше сопротивления, чем арт-тера¬пия: некоторые клиенты (в том числе и дети) не хотят рисовать, так как боятся оценки своих художественных способностей. Песочная терапия не предпола¬гает такой угрозы, так как еще никому не говорили, что он не умеет играть с песком.
Песочная терапия может с успехом применяться в работе с детьми, пережив¬шими насилие, но необходимо помнить, что эта форма работы относится к анали¬тическим методам психотерапии и может применяться только специалистами, прошедшими специальный курс обучения.
А соединить сказку с элементами песочной терапии можно используя на занятиях карточки с рисунком сказочных функций. Замечательный лингвист Владимир Пропп под сказочной функцией понимал действие, почти обязательно присутствующее в каждой из волшебных сказок. Для начала можно использовать не все двадцать функций, а карточки с пятью-шестью функциями. Уверяю вас, и это даст огромный материал для размышления.
Если брать для занятий стандартную песочницу 50x70см., то достаточно пригласить3-4 человек. Для большего количества участников, песочница нужна в два раза больше.
На вступительном этапе дети знакомятся с функциями в сказке и их обозначением на карточке. Например: - С каких слов начинается сказка? Жили-были… На карточке нарисован домик. А дети выбирают домик и из коллекции и размещают его в песочнице. Они могут выбрать деревья, цветы и камни, использовать воду и изменить ландшафт своей песочной страны. Потом выбирают миниатюры-фигурки персонажей. Придумывают им имена и любимое занятие. Тут требуются проявить фантазию и продемонстрировать навыки владения монологической речью.


Вторая карточка – Дорога. Что побудило героев отправиться в путешествие? Какую цель они преследуют? А на третьей карточке – перекрёсток трёх дорог. Тут проявляется диагностическая функция сказки. Как будут дети взаимодействовать при выборе пути? Смогут ли они прислушаться к мнению других? Или будут пытаться разобраться в себе? Так, например, один мальчик выбрал для своего персонажа двухголового дракона. И в момент выбора одной из трёх дорог выдал такую фразу - «А куда же мне пойти? Ведь у меня две головы…».  Хочу отметить, что в семье у него тоже совсем непростая ситуация развода родителей и, видимо, выбор дракона с двумя головами, был совсем не случаен.
На четвёртой карточке – Грустная рожица. Пора вступать в борьбу со злом. Фигурку для злого персонажа может выбрать взрослый, который исполняет роль сказочника, но «озвучивают» его дети. На этом этапе можно выбрать и сказочного помощника, который поможет справиться со злом или найти проводника для выхода из лабиринта. Только нужно рассказать им о своём сокровенном желании.
И, вот, пятая карточка – обратный путь домой. Вернуться ли герои все вместе? Или кого-то из команды потеряют? А может быть, он сам не захочет вернуться с ними домой и найдёт себе свой уголок в песочном мире?
Как видите, такое незамысловатое действо – сказка на песке, ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Ответы дети будут искать сами. Ведь сказка останется с ними на очень долгое время.
По наблюдениям за детьми во время занятий, труднее всего даётся им процесс выбора имени героя. А для взрослых труднее всего высказать свои желания, поделиться мечтой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий