суббота, 15 декабря 2012 г.

Почему дети стали говорить позднее?


Почему дети стали говорить позднее?
           Более 20 лет работаю в коррекционной педагогике учителем-логопедом. Очень рада возможности поблагодарить со страниц вашего журнала своих наставников- профессорско-преподавательский состав Ленинградского педагогического института имени Герцена, теперь это уже Университет.
 С каждым годом всё чаще вспоминаю их слова: «Ваша профессия всегда будет востребована». Правда, Министерство образования придерживается другой точки зрения и очень активно провело сокращение ставок логопедов и закрытие речевых групп в детских садах. Отчасти, это и есть ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Вторая сторона этого вопроса- почему так много детей стали говорить  позднее? В недалёком прошлом, логопед в дошкольном образовательном учреждении, работал в тесном контакте с воспитателем младших ясельных групп. Специалист проводил мониторинг развития речи детей с 2-3 лет и мог определить группу риска, вовремя проконсультировать родителей, направить их к узким специалистам. Проводилась ранняя профилактика речевых нарушений.
В данное время- количество речевых групп сократилось, а в тех, что остались- наполняемость превышает норму в полтора раза (25 человек вместо максимально допустимых 15).  Поэтому часто родители обращаются за помощью к логопеду с опозданием на 2-3 года, обычно на 6-ом году жизни ребёнка. Иногда даже кажется, что если бы в первый класс принимали не с 7 лет, а с 10- то и обращались бы в 8-9 лет.
Как понять- пора или не пора? Должен ли ребёнок к такому-то году говорить или не должен? Исследователи детской речи рекомендуют не связывать определённые умения в овладении языком с конкретным возрастом. Вполне может быть, что ребёнок не говорит до 3-х лет, а в 3 года начинает использовать развёрнутые фразы. Заключение о речевом развитии рекомендуют делать на основании анализа динамики формирования речи. Такой анализ, безусловно, сделает логопед после диагностики.


А что может и должна сделать мама ребёнка и его близкие? Здесь мы не говорим о специально организованных формах обучения. На первое место выходят стихийно и бессознательно осуществляемые обучающие воздействия матери и взрослых вообще (Е. Н. Винарская). С момента рождения между матерью и грудным младенцем устанавливается психофизиологическое единство. Ребёнок «заражается» эмоцией матери. И любовь к нему даёт младенцу чувство защиты, безопасности и стимулирует к общению. Потребность в эмоциональном общении, поддержанию контакта не является врождённой- она воспитывается в раннем детском возрасте. Именно поэтому материнские эмоции так нужны малышу с самых первых дней его жизни. Разлука с матерью или замещающими  её лицами в возрасте от 6-7 месяцев до 3-х лет приводит к тяжелейшим расстройствам развития, получившим название синдрома госпитализма.
В ходе раннего речевого развития выделяют доречевой- от 0 до 1 года, ранний речевой- с 1 года до 3-х лет и поздний речевой- с 3-х до 7 лет периоды развития ребёнка. Уже в доречевой период, т.е. до года, родители должны обратить внимание на слабый, невыразительный, монотонный крик младенца.
В 3-4 месяца появляется гуление, которое в 5-6 месяцев перерастает в лепет. И гуление и лепет не несут смысловой нагрузки, но способствуют развитию слухового восприятия и артикуляторного аппарата ребёнка.
Первые лепетные слова с предметным соотнесением появятся в 1-12 месяцев. Ребёнок уже способен понять простую инструкцию: «Иди ко мне».
На втором году жизни бурно растёт словарный запас ребёнка. В полтора года он должен составить около 50 слов, а в два года насчитывает 200-400 слов. В своё восприятие речи ребёнок уже с 2-х летнего возраста вносит критическую оценку, анализ, контроль. «Незыблемым остаётся тот факт, что процесс овладения речью совершается наиболее быстрыми темпами именно в возрасте от двух до пяти (лет). Правда, нельзя забывать, что это- результат совместной работы ребёнка и тех, кто его окружает» (К. И. Чуковский).
Три года-возраст, когда каждый родитель должен привести своего малыша в обязательном порядке на профилактический осмотр к логопеду, есть ли у него претензии и жалобы на речь ребёнка или нет.
Пять лет- возраст для очередного посещения логопеда, так как в это время речь ребёнка должна быть фонетически правильной, с богатым словарным запасом и правильно сформированным грамматическим строем.
Всё выше сказанное относится к условной норме у здорового младенца. Но сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию(ПЭП), что может в дальнейшем стать причиной многих речевых проблем. Следует помнить, что ПЭП, как диагноз к концу первого года жизни снимается и дети остаются без коррекционной помощи.
Тем более возрастает роль окружающих ребёнка людей. Очень важно время «погружения» ребёнка в соответствующую языковую среду, т.е. количество прослушанных им разговоров взрослых или детей между собой в его присутствии. Здесь важная роль отводится играм, действиям при кормлении, одевании, умывании, которые обязательно сопровождаются словами, потешками, поговорками.
Не забывайте и о тренировке тонких движений пальцев рук, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Полезно делать массаж, давать перебирать различные предметы, использовать различные упражнения для развития мелкой моторики, вместе со стихотворными текстами.
И, последнее, не бойтесь разговаривать со своим ребёнком- будь ему 5 месяцев, 5 лет или 35 лет. Он готов выслушать вас, а если что-то не поймёт, то даст вам это понять. Ведь ваш малыш уверен, что вы хотите поделиться с ним своей любовью, знанием и опытом.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий