вторник, 16 июля 2013 г.

Сказкотерапия и песок

Сказкотерапия и песочная терапия как методы развития коммуникативных навыков.

Пак Татьяна Николаевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №4 Уссурийского городского округа.

Контингент воспитанников логопедической группы с каждым годом становится всё сложнее – увеличивается количество детей с трудностями в обучении, становится больше деток из неполных семей. (1) Экономические условия жизни не позволяют мамам проводить с ребёнком первые 2-3 года, приходится выходить на работу намного раньше. Малыш переживает стресс ежедневной разлуки с мамой: она - на работу, а он - в детский сад. Насколько гладко пройдёт период адаптации в детском саду – зависит от очень многих факторов. Один из факторов - методы и приёмы, которые используют педагоги в своей работе.
В МБДОУ №4 Центр развития ребёнка г. Уссурийска, есть возможность использовать в работе с детьми сказкотерапию с элементами песочной терапии. Почему сказкотерапия так показана детям, как, впрочем, и взрослым тоже? Потому что в каждом из нас живёт Внутренний Ребёнок. Он взрослеет, познаёт мир и пользуется для этого самым доступным способом – через сказку. Через сказку он знакомится с понятиями добра и зла, примиряется с необходимостью борьбы и обретает чувство безопасности. Этот процесс перетекания «Сказки в душе» в мир реальный, процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, приобретения знаний о законах причины и следствия, об устройстве Мира - можно назвать сказкотерапией. (3,5)
В своей работе мы попытались соединить сказку с элементами песочной терапии.
История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд  (6) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Внимание же юнгианских психологов, игра с песком привлекла в 1940-50-е гг., когда ею заинтересовалась и адаптировала к юнгианской традиции Дора Калфф, написавшая об этом книгу «Песочная терапия» (Kalff, 1979 ).  Она утверждала, что игра с песком предоставляет ребенку возможность из­бавиться от психологических травм.

Основным атрибутом является поднос размером 50х70х7 см., выкрашенный голубой краской изнутри и заполненный песком на две трети объёма. Рядом на полках располагается большое количество миниатюрных предметов, которые используются при создании песочной композиции. Миниатюры для работы в песочнице, отражают наше окружение, нашу фантазию и сказку – это различные фигурки людей и животных, техники и интерьера, сказочные и мифические персонажи; а также объекты природы – шишки, камни, кости и прочее. Есть в коллекции также ленточки, шнурочки-цепочки, кружево, ткани, пластилин, акриловые краски и бумага.
Песочница имеет четыре измерения: ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-либо особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени – здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет пересмотреть ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших близких и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше. (7)
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Ведь способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Работа с песком выступает как средство компенсации незащищённости или недостаточной тактильной коммуникации.
У песочной терапии есть несколько преимуществ. (2)
♦   Во-первых, она с успехом применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми.
♦   Во-вторых, этот метод считается высокоэффективным при работе с жертвами насилия, которые могут испытывать трудности в «разговорной» форме тера­пии: психологи, практикующие песочную терапию, утверждают, что чем больше человек не был услышан миром, тем больше он сможет отреагировать с помо­щью тех картин, которые он построит в подносе с песком. Более того, отмечает­ся, что сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами: потребность в комментариях и интерпретации со стороны психолога может быть минимальной. Но необходимо помнить, что эта форма работы относится к анали­тическим методам психотерапии и может применяться только специалистами, прошедшими специальный курс обучения.
♦   В-третьих, песочная терапия вызывает меньше сопротивления, чем арт-тера­пия: некоторые клиенты (в том числе и дети) не хотят рисовать, так как боятся оценки своих художественных способностей. Песочная терапия не предпола­гает такой угрозы - еще никому не говорили, что он не умеет играть с песком.
А соединить сказку с элементами песочной терапии можно используя на занятиях карточки с рисунком сказочных функций. Замечательный лингвист Владимир Пропп под сказочной функцией понимал действие, почти обязательно присутствующее в каждой из волшебных сказок. (4) Для начала можно использовать не все двадцать функций, а карточки с пятью-шестью функциями. Уверяю вас, и это даст огромный материал для размышления.
На вступительном этапе дети знакомятся с функциями в сказке и их обозначением на карточке. Например: - С каких слов начинается сказка? Жили-были… На карточке нарисован домик. А дети выбирают домик и из коллекции и размещают его в песочнице.
Вторая карточка – Дорога. Что побудило героев отправиться в путешествие? Какую цель они преследуют?  А на третьей карточке – перекрёсток трёх дорог. Тут проявляется диагностическая функция сказки. Как будут дети взаимодействовать при выборе пути? Смогут ли они прислушаться к мнению других? Или будут пытаться разобраться в себе? Так, например, один мальчик выбрал для своего персонажа двухголового дракона. И в момент выбора одной из трёх дорог выдал такую фразу - «А куда же мне пойти? Ведь у меня две головы…».  Хочу отметить, что в семье у него тоже совсем непростая ситуация развода родителей и, видимо, выбор дракона с двумя головами, был совсем не случаен.
На четвёртой карточке – Грустная рожица. Пора вступать в борьбу со злом. На этом этапе можно выбрать и сказочного помощника, который поможет справиться со злом или найти проводника для выхода из лабиринта. Только нужно рассказать им о своём сокровенном желании.
И, вот, пятая карточка – обратный путь домой. Вернутся ли герои все вместе? Или кого-то из команды потеряют? А может быть, он сам не захочет вернуться с ними домой и найдёт себе свой уголок в песочном мире?
По наблюдениям за детьми во время занятий, труднее всего даётся им процесс выбора имени героя. А для взрослых труднее всего высказать свои желания, поделиться мечтой. Но  и вспоминать  опыт погружения в песочницу, взрослый человек будет более осознанно.
Библиография.
1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М. 1998г.
2. Гулина М.А. «Учебник нового века», «Психология социальной работы». Спб. «Питер»,2002г.
3. Красулин А. «Сказкотерапия или овеянные мифом». «Речь»,2006г.
4. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», Л. 1946г.
5. Ткач Р. «Сказкотерапия детских проблем», Спб.1999г.
6. Штейнгардт Л. «Юнгианская песочная терапия», Спб.2001г.

7. Эль Галина. «Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия», Спб.2010г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий