Почему дети стали говорить позднее?
Более 20 лет работаю в коррекционной
педагогике учителем-логопедом. Очень рада возможности поблагодарить со страниц
вашего журнала своих наставников- профессорско-преподавательский состав
Ленинградского педагогического института имени Герцена, теперь это уже
Университет.
С каждым годом всё
чаще вспоминаю их слова: «Ваша профессия всегда будет востребована». Правда,
Министерство образования придерживается другой точки зрения и очень активно
провело сокращение ставок логопедов и закрытие речевых групп в детских садах.
Отчасти, это и есть ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Вторая
сторона этого вопроса- почему так много
детей стали говорить позднее? В
недалёком прошлом, логопед в дошкольном образовательном учреждении, работал в
тесном контакте с воспитателем младших ясельных групп. Специалист проводил
мониторинг развития речи детей с 2-3 лет и мог определить группу риска, вовремя
проконсультировать родителей, направить их к узким специалистам. Проводилась
ранняя профилактика речевых нарушений.
В данное время- количество речевых групп сократилось, а в
тех, что остались- наполняемость превышает норму в полтора раза (25 человек
вместо максимально допустимых 15).
Поэтому часто родители обращаются за помощью к логопеду с опозданием на
2-3 года, обычно на 6-ом году жизни ребёнка. Иногда даже кажется, что если бы в
первый класс принимали не с 7 лет, а с 10- то и обращались бы в 8-9 лет.
Как понять- пора или не пора? Должен ли ребёнок к такому-то
году говорить или не должен? Исследователи детской речи рекомендуют не
связывать определённые умения в овладении языком с конкретным возрастом. Вполне
может быть, что ребёнок не говорит до 3-х лет, а в 3 года начинает использовать
развёрнутые фразы. Заключение о речевом развитии рекомендуют делать на
основании анализа динамики формирования речи. Такой анализ, безусловно, сделает
логопед после диагностики.
А что может и должна сделать мама ребёнка и его близкие? Здесь
мы не говорим о специально организованных формах обучения. На первое место
выходят стихийно и бессознательно осуществляемые обучающие воздействия матери и
взрослых вообще (Е. Н. Винарская). С момента рождения между матерью и грудным
младенцем устанавливается психофизиологическое единство. Ребёнок «заражается»
эмоцией матери. И любовь к нему даёт младенцу чувство защиты, безопасности и
стимулирует к общению. Потребность в
эмоциональном общении, поддержанию контакта не является врождённой- она
воспитывается в раннем детском возрасте. Именно поэтому материнские эмоции
так нужны малышу с самых первых дней его жизни. Разлука с матерью или
замещающими её лицами в возрасте от 6-7
месяцев до 3-х лет приводит к тяжелейшим расстройствам развития, получившим название
синдрома госпитализма.
В ходе раннего речевого развития выделяют доречевой- от 0 до
1 года, ранний речевой- с 1 года до 3-х лет и поздний речевой- с 3-х до 7 лет
периоды развития ребёнка. Уже в доречевой период, т.е. до года, родители должны
обратить внимание на слабый, невыразительный, монотонный крик младенца.
В 3-4 месяца появляется гуление, которое в 5-6 месяцев
перерастает в лепет. И гуление и лепет не несут смысловой нагрузки, но
способствуют развитию слухового восприятия и артикуляторного аппарата ребёнка.
Первые лепетные слова с предметным соотнесением появятся в
1-12 месяцев. Ребёнок уже способен понять простую инструкцию: «Иди ко мне».
На втором году жизни бурно растёт словарный запас ребёнка. В
полтора года он должен составить около 50 слов, а в два года насчитывает
200-400 слов. В своё восприятие речи ребёнок уже с 2-х летнего возраста вносит
критическую оценку, анализ, контроль. «Незыблемым остаётся тот факт, что
процесс овладения речью совершается наиболее быстрыми темпами именно в возрасте
от двух до пяти (лет). Правда, нельзя забывать, что это- результат совместной
работы ребёнка и тех, кто его окружает» (К. И. Чуковский).
Три года-возраст, когда каждый родитель должен привести
своего малыша в обязательном порядке на профилактический осмотр к логопеду,
есть ли у него претензии и жалобы на речь ребёнка или нет.
Пять лет- возраст для очередного посещения логопеда, так как
в это время речь ребёнка должна быть фонетически правильной, с богатым
словарным запасом и правильно сформированным грамматическим строем.
Всё выше сказанное относится к условной норме у здорового
младенца. Но сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, а
около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию(ПЭП), что может в
дальнейшем стать причиной многих речевых проблем. Следует помнить, что ПЭП, как
диагноз к концу первого года жизни снимается и дети остаются без коррекционной
помощи.
Тем более возрастает роль окружающих ребёнка людей. Очень
важно время «погружения» ребёнка в соответствующую языковую среду, т.е.
количество прослушанных им разговоров взрослых или детей между собой в его
присутствии. Здесь важная роль отводится играм, действиям при кормлении,
одевании, умывании, которые обязательно сопровождаются словами, потешками,
поговорками.
Не забывайте и о тренировке тонких движений пальцев рук, так
как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с
двигательным. Полезно делать массаж, давать перебирать различные предметы,
использовать различные упражнения для развития мелкой моторики, вместе со
стихотворными текстами.
И, последнее, не бойтесь разговаривать со своим ребёнком-
будь ему 5 месяцев, 5 лет или 35 лет. Он готов выслушать вас, а если что-то не
поймёт, то даст вам это понять. Ведь ваш малыш уверен, что вы хотите поделиться
с ним своей любовью, знанием и опытом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий